На практикуме, который состоялся 3 июня в рамках Курса Веры Крылатовой «Гомеопатическая мастерская», был рассмотрен очень интересный случай.
Пациент: мужчина 68 лет
Основные жалобы и симптомы
Физические
Боли в поясничном отделе, усталость рук.
Сердечная аритмия, панические атаки.
Боли в желудке после сна.
Постоянное ощущение холода в конечностях (пальцы рук, ног, колени).
Непереносимость чеснока и острой пищи.
Проблемы со слухом (возможно, функционального характера).
Психологические
Когнитивный диссонанс: «умом одно понимаем, а делаем другое».
Рассеянность, трудность концентрации на внутренних ощущениях.
Метафорическое описание мышления: «как муравьи в муравейнике» — хаотичное, быстрое переключение между мыслями.
Социально-личностные особенности
Основная тема жизни — работа, созидание (строительство, огород, физический труд).
Активный образ жизни (спорт, штанга, бег, охота).
Символика рисунков
Храм и дом (формальные, без деталей) — возможно, как отражение стремления к порядку, структуре, но без глубокой эмоциональной включенности.
Основные жалобы и симптомы
Физические
Боли в поясничном отделе, усталость рук.
Сердечная аритмия, панические атаки.
Боли в желудке после сна.
Постоянное ощущение холода в конечностях (пальцы рук, ног, колени).
Непереносимость чеснока и острой пищи.
Проблемы со слухом (возможно, функционального характера).
Психологические
Когнитивный диссонанс: «умом одно понимаем, а делаем другое».
Рассеянность, трудность концентрации на внутренних ощущениях.
Метафорическое описание мышления: «как муравьи в муравейнике» — хаотичное, быстрое переключение между мыслями.
Социально-личностные особенности
Основная тема жизни — работа, созидание (строительство, огород, физический труд).
Активный образ жизни (спорт, штанга, бег, охота).
Символика рисунков
Храм и дом (формальные, без деталей) — возможно, как отражение стремления к порядку, структуре, но без глубокой эмоциональной включенности.



На третьем рисунке респондент нарисовал Пролеску. В ходе опроса — вышел на свой природный источник: муравья. Что их связывает?
Пролеска (Scilla) и муравьи (Formica rufa) — ключевой символ, указывающий на взаимовыгодное сотрудничество, но с элементами скрытого напряжения.
🐜 Глубинный анализ пациента через призму модальностей муравья и пролески
1. Архетип муравья (Formica rufa) в психике пациента
Муравей — существо коллективное, трудолюбивое, системное, но при этом подчинённое инстинктам, а не индивидуальной воле. В случае пациента это проявляется следующим образом:
🔸 Гипертрофированная рабочая этика («всю жизнь строил, занимался спортом, охотой») — он функционирует как часть системы, где ценность определяется полезностью, а не внутренними желаниями.
🔸 Мысли «как муравьи в муравейнике» — хаотичное «мельтешение», отсутствие центра, потеря субъектности. Он не управляет мыслями — они управляют им.
🔸 Холод в конечностях — муравей живёт в подчинении внешним ритмам (температура, иерархия колонии), у пациента это выражается в отчуждении от тела, словно он не хозяин своих рук и ног.
🔸 Проблемы со слухом и пониманием («умом одно, а делаем другое») — муравей реагирует на феромоны, а не на слова, у пациента разорвана связь между разумом и действием.
2. Пролеска (Scilla) как символ зависимости и скрытого симбиоза
Пролеска добровольно отдаёт свои семена муравьям, но делает это хитро, используя их для распространения. В психике пациента это может означать:
🔹 Паттерн «услуга за услугу» — он привык давать, чтобы получать, но не осознает, что его «семена» (энергия, здоровье) уносятся в «чужие хранилища».
🔹 Возможно, он много работал для семьи/общества, но теперь чувствует опустошение.
🔹 Его боли (поясница, желудок, сердце) — это «элайосомы» (от греч. élaion — масло и sóma — тело) — сочная структура семян многих цветковых растений: «приманки», которые он отдаёт, но взамен не получает питания.
🔹 Семена, запечатанные в муравейнике, — подавленные желания, которые он «хоронит» (как муравьи — несъедобные оболочки).
🔹 Он не может прорасти (реализоваться по-новому), потому что его истинные импульсы заблокированы в «отстойниках» психики.
3. Храм и дом в рисунках — форма без содержания
Храм — символ сакрального, духовного, но у пациента он «пустой», без деталей. Возможно, он играл роль «строителя», но не наполнял жизнь смыслом.
Дом — внешняя устойчивость, но внутри нет тепла (мёрзнут конечности). Муравьи и пролеска сотрудничают в распространении растения.
🥀 Пролеска
Пролески специально для муравьёв отращивают на семенах питательные придатки — элайосомы. Стебельки низко наклоняют созревающие коробочки и даже укладывают их на землю, чтобы муравьям было удобнее. Прувинг пролески здесь.
Муравьи утаскивают семена в муравейник и кормят сочными частями «детей». Оболочка семени муравьям «не по зубам», и они уносят семена в специальные места для трупов и отходов, которые по мере наполнения запечатывают. Там семена и прорастают.
Этот процесс называется мирмекохорией.
1. Архетип муравья (Formica rufa) в психике пациента
Муравей — существо коллективное, трудолюбивое, системное, но при этом подчинённое инстинктам, а не индивидуальной воле. В случае пациента это проявляется следующим образом:
🔸 Гипертрофированная рабочая этика («всю жизнь строил, занимался спортом, охотой») — он функционирует как часть системы, где ценность определяется полезностью, а не внутренними желаниями.
🔸 Мысли «как муравьи в муравейнике» — хаотичное «мельтешение», отсутствие центра, потеря субъектности. Он не управляет мыслями — они управляют им.
🔸 Холод в конечностях — муравей живёт в подчинении внешним ритмам (температура, иерархия колонии), у пациента это выражается в отчуждении от тела, словно он не хозяин своих рук и ног.
🔸 Проблемы со слухом и пониманием («умом одно, а делаем другое») — муравей реагирует на феромоны, а не на слова, у пациента разорвана связь между разумом и действием.
2. Пролеска (Scilla) как символ зависимости и скрытого симбиоза
Пролеска добровольно отдаёт свои семена муравьям, но делает это хитро, используя их для распространения. В психике пациента это может означать:
🔹 Паттерн «услуга за услугу» — он привык давать, чтобы получать, но не осознает, что его «семена» (энергия, здоровье) уносятся в «чужие хранилища».
🔹 Возможно, он много работал для семьи/общества, но теперь чувствует опустошение.
🔹 Его боли (поясница, желудок, сердце) — это «элайосомы» (от греч. élaion — масло и sóma — тело) — сочная структура семян многих цветковых растений: «приманки», которые он отдаёт, но взамен не получает питания.
🔹 Семена, запечатанные в муравейнике, — подавленные желания, которые он «хоронит» (как муравьи — несъедобные оболочки).
🔹 Он не может прорасти (реализоваться по-новому), потому что его истинные импульсы заблокированы в «отстойниках» психики.
3. Храм и дом в рисунках — форма без содержания
Храм — символ сакрального, духовного, но у пациента он «пустой», без деталей. Возможно, он играл роль «строителя», но не наполнял жизнь смыслом.
Дом — внешняя устойчивость, но внутри нет тепла (мёрзнут конечности). Муравьи и пролеска сотрудничают в распространении растения.
🥀 Пролеска
Пролески специально для муравьёв отращивают на семенах питательные придатки — элайосомы. Стебельки низко наклоняют созревающие коробочки и даже укладывают их на землю, чтобы муравьям было удобнее. Прувинг пролески здесь.
Муравьи утаскивают семена в муравейник и кормят сочными частями «детей». Оболочка семени муравьям «не по зубам», и они уносят семена в специальные места для трупов и отходов, которые по мере наполнения запечатывают. Там семена и прорастают.
Этот процесс называется мирмекохорией.

Что нам показывает этот случай?
Человек — это уникальное соединение двух порядков бытия:
▫️ Образ Божий — свободная воля, самосознание, творческое начало.
▫️ Природная сущность — биологические ритмы, инстинктивные паттерны, сложные симбиотические связи, подобные взаимоотношениям муравья и пролески.
При этом сама природная составляющая человека не примитивна — она имеет глубинную организацию, где разные «субстанции» (архетипы, миазмы, царства) взаимодействуют по собственной логике, не всегда очевидной для сознания.
Диагностическая сложность: как определить ведущую тему?
В случае пациента мы видим переплетение двух природных тем: Муравей (Formica rufa) и Пролеска (Scilla).
Как понять, какая из них первична? Здесь помогает Таблица эволюции человека «Ковчег гомеопатии», которая:
🔸 Систематизирует связи между царствами (растения, животные, минералы).
🔸 Показывает, как одна тема может быть подчинена другой.
🔸 Выявляет иерархию миазмов.
Человек — это уникальное соединение двух порядков бытия:
▫️ Образ Божий — свободная воля, самосознание, творческое начало.
▫️ Природная сущность — биологические ритмы, инстинктивные паттерны, сложные симбиотические связи, подобные взаимоотношениям муравья и пролески.
При этом сама природная составляющая человека не примитивна — она имеет глубинную организацию, где разные «субстанции» (архетипы, миазмы, царства) взаимодействуют по собственной логике, не всегда очевидной для сознания.
Диагностическая сложность: как определить ведущую тему?
В случае пациента мы видим переплетение двух природных тем: Муравей (Formica rufa) и Пролеска (Scilla).
Как понять, какая из них первична? Здесь помогает Таблица эволюции человека «Ковчег гомеопатии», которая:
🔸 Систематизирует связи между царствами (растения, животные, минералы).
🔸 Показывает, как одна тема может быть подчинена другой.
🔸 Выявляет иерархию миазмов.
Если вас интересует глубокое погружение в мир гомеопатии, оставляйте заявку на обучение: spacehom@mail.ru. Старт курса: осень 2025 года.

Подписывайтесь на Телеграмм-канал ВСЕЛЕННАЯ ГОМЕОПАТИИ https://t.me/vselennaygomeopatii
Записаться на консультацию https://www.spacehom.ru/cons
Записаться на консультацию https://www.spacehom.ru/cons